Возможность плавать и способности к плаванию у взрослых
Часто взрослые люди, особенно жители мегаполисов, так и не научившиеся за свою жизнь плавать, оправдываются тем, что их способности в плавании равны нулю, т. к. отсутствовали возможности для плавания. Что здесь является определяющим — наличие/отсутствие возможностей или способностей?
Как любил говаривать Великий Кормчий: «Не умеешь — научим. Не хочешь — заставим». Для тех, кто в школе просто штаны просиживал, поясню: Великим Кормчим (где-то с 1949 г.) именовали главу Китайской Народной Республики Мао Цзедуна (1893-1976). Однако ранее, в частности — в 1934 г., так называли лидера СССР И.В. Сталина (газета «Правда» от 9/9/1934). В данном случае не принципиально, кто именно из Великих Кормчих это говорил (и говорил ли вообще). Тем не менее, оба поступали в полном соответствии с данным высказыванием. Куда это всех привело — мы обсуждать не будем. Речь всё-таки о плавании.
Так вот, применительно к нашему случаю речь пойдёт о первой половине фразы — «Не умеешь — научим». Школа плавания «ТЕМП» не только предоставляет возможность плавать всему взрослому населению столицы (и её гостям). Основная специфика Школы — обучение плаванию. Заставлять никто никого не будет. Во всяком случае, без специальной оговорки с вашей стороны — вдруг вы предпочитаете персональный подход в обучении. Тогда вы можете заказать индивидуальное обучение и приглашать тренера хоть к себе домой.
А теперь разберёмся, так ли уж важны ваши способности к плаванию для процесса обучения, или всё же возможность плавать является более приоритетной. Но для начала определимся, что такое эти самые способности и возможности.
Способности в плавании и способность плавать — не одно и то же
Не сочтите за демагогию — всё это необходимо для вашей же пользы. Итак, в общих чертах:
Способности — психические качества личности, позволяющие относительно легко достигать успеха в том или ином виде деятельности.
Мы не рождаемся с уже сформированными способностями. Они развиваются в процессе нашего становления в социуме. Однако мы появляемся на свет с вполне определёнными наклонностями — зачатками будущих способностей. Т. е. мы имеем предустановленные задатки — природные предпосылки развития личности. При благоприятных жизненных условиях задатки позволяют способностям реализоваться.
Чтобы совсем не впасть в тоску-печаль, опустим значение в формировании наших способностей таких таинственных процессов, как прочность и скорость возникновения условных рефлексов, тормозных реакций, динамических стереотипов и прочее — мы ведь плаванием занимаемся, а не проходим краткий курс психологического развития личности при интеграции в социум.
Тем не менее ещё немного о способностях. Их существует великое множество, но мы условно разделим всю эту грандиозную массу на 2 группы — общие и специальные.
Общие способности — память, сообразительность, внимательность и т.п., т. е. те свойства человека, которые реализуются во всех видах его деятельности.
Специальные — проявляются у человека в узко специфической сфере деятельности: иностранные языки, математика, музыка, наука, спорт и т. д. Такие способности называются талантом или одарённостью.
Раскрыться специфические способности могут в любом возрасте, но чаще это случается в детстве. И для некоторых видов деятельности выявление и прогнозирование способностей имеет возрастные ограничения — например, в спорте. Так у детей способности в плавании можно спрогнозировать исходя из возраста, роста, длины конечностей, скоростных и всяких других показателей. У девчонок критический возраст для прогнозирования возможных будущих достижений в плавании — 11 лет, у мальчишек — 12.
Но мы уже вышли из детского возраста, потому искать у себя талант к плаванию не будем — нам не на чемпионатах мира и олимпиадах выступать. Нам нужно просто научиться плавать. Мы не собираемся ставить рекорды. Потому нам не нужны какие-то особые способности к плаванию и прочие таланты. В процессе обучения мы приобретём способность плавать и не идти ко дну при малейшем удобном случае.
Гордиев узел
Со способностями, слава богу, немного разобрались. Но мы к ним ещё вернёмся. А пока сориентируемся в наших возможностях.
Вообще, сам чёрт ногу сломит в деле различения способностей и возможностей. Потому примем за аксиому:
Возможности человека — совокупность свойств и установок развития Homo sapiens, выделяющая его в мире тварном, при которой приобретается средство, обстоятельство или условие, необходимое для выполнения того или иного вида деятельности.
Умею я быть занудой, правда? Но не всё так запутанно и непонятно, как кажется. Всё гораздо хуже достаточно прозаично и даже в какой-то степени прозрачно — реализуя некую предоставленную возможность, мы приобретаем какое-то определённое свойство личности, то бишь ту самую пресловутую способность.
Все всё поняли? Или вконец запутались?
Получается, что наши способности ограничены нашими возможностями? Всё верно, как верно и то, что и наши возможности в какой-то степени ограничены нашими способностями. Видите, какой запутанный клубок непоняток у нас получился.
Способность или возможность — вот в чём вопрос
Если вы выросли на берегу водоёма, или в детстве родители отвели вас в бассейн, у вас были все необходимые возможности для плавания и развития своих плавательных навыков. Вы могли свободно совершенствовать свои способности в плавании при купании в родной речке или под пристальным оком тренера.
Но если вы всю жизнь прожили в абсолютно «сухопутной» местности, где не только водоёма, но и бассейна в помине нет, у вас возможность плавать полностью отсутствовала, и вы не могли проверить свой потенциал в этом виде деятельности.
Из приведённых примеров видно, что наличие возможностей в виде реки или бассейна — средство для приобретения способности плавать. Получается, что возможности важнее способностей.
Когда способности равны возможностям
Ну, вот мы и переходим к главному для нас.
Вы — зрелый человек, по тем или иным причинам не умеющий плавать. Но по соседству выстроили бассейн, и вы успешно прошли этап начального обучения и решили осваивать плавание дальше. Тем более что при отсутствии медицинских противопоказаний для этого нет специально оговорённых возрастных ограничений. Совершенствуя свои спортивные показатели, вы вскоре обнаружите, что ваши личные возможности при плавании стали шире.
С каждой тренировкой вы проплываете всё более длинную дистанцию за всё меньшее время (в пределах разумного, конечно), ваша техника дыхания, как и техника движения — всё это улучшилось. Т. е. получив все возможности для плавания в своё распоряжение, вы приобрели не только способность плавать, но и развивать другие свои способности в этом виде деятельности.
Ваши технические, скоростные, дыхательные и прочие возможности становятся вашими способностями. А самое замечательное во всём этом то, что и ваши таланты, доселе дремавшие, зарытые или не обнаруженные, начинают расцветать и проявляться. Нет предела совершенству — всегда есть, к чему стремиться. Главное — «Учиться, учиться и учиться!», как без устали повторял Владимир Ильич (Ленин который). Как видите, его лозунг актуален и в нашей ситуации.
Это есть настоящее алхимическое чудо — ваши возможности при плавании сливаются с вашими способностями. Они становятся абсолютно тождественны (равнозначны) друг дружке. Ваша способность плавать становится возможностью длительное время передвигаться в воде без контакта с дном. А эта самая возможность при плавании не взаимодействовать с дном как раз и равна вашей способности не тонуть, приобретённой на уроках плавания.
Ну, а если вам всё ещё трудно разобраться во всём хитросплетении способностей и возможностей, приходите в Школу плавания. Сразу всё встанет на свои места.
23.02.13 Инга Цепешь.